Оленёнок отказывается покидать человека, спасшего ему жизнь. Откуда северное сияние пошло (Легенда) "Она привыкла ко мне и всюду следовала за мной, но я понимал, что никто не сможет заменить ей реальную маму"

Следующее утро началось неожиданно. Саша как всегда пошла в лес и увидела удивительную картинку.

Знакомые ей волчата играли на одном конце поляны, а два олененка, и их мама, паслись на другом. Сначала Саша очень удивилась. А потом вспомнила, что лесник, дядя Ваня, рассказывал, что волки рядом со своим логовом не охотятся. И такие картинки он видел довольно часто. Несколько дней Саша наблюдала за волчатами и оленятами. И очень радовалась, что у них все хорошо.

Но однажды гуляя по лесу, Саша увидела отбившегося олененка. Она узнала его по темному пятну на задней ноге. Девочка вышла из-за кустов и села на землю. Дождалась, пока олененок перестал нервно реагировать на нее. Потом тихонечко стала подходить к нему с охапкой травы. Пака Саша сидела и наблюдала за олененком, она назвала его «Лесик». И поэтому, подходя к нему, Саша ласково говорила:
- «Лесик, не бойся, идем со мной, я отведу тебя к маме.»
Лесик сначала насторожено смотрел на Сашу, а потом пошел за девочкой. Саша бросала ему траву, и он шел за ней.

Если бы кто-то наблюдал сейчас за ними, то бы наверняка бы подумал, что девочка лесная фея. Олененок покорно идет за человеко.
А девочка шла и рассказывала Лесику о том, как ее папа лечит животных. И что все будет хорошо. И идти осталось совсем чуть-чуть.

Вскоре Саша увидела олениху с олененком, и остановилась. А Лесик побежал к маме с сестренкой.

Неожиданная встреча.

Саша, вернулась с утренней прогулки по лесу, когда мама была уже дома, а отец ушел принимать роды на ферме. Мама попросила Сашу сходить к бабушке и помочь ей с огородом. Дед Николай заболел, и бабушке понадобилась помощь. Саша взяла корзину с грибами, она их собрала сегодня утром, и лекарства, которые приготовила мама. И пошла к бабе Люде в гости.
Саша шла по центральной улице поселка, здороваясь с односельчанами. И вдруг увидела мальчишку, которого очень не любила. Он всегда дразнил Сашу и старался обязательно дернуть ее то за волосы, то за подол, а то и просто бросить в нее ком грязи. Для того чтобы с ним не встречаться, она свернула на соседнюю улицу и спокойно пошла по ней.
А когда, как ей казалось, опасность была позади из-за ближайшего дома вышел большой, лохматый, грязно серый пес. Саша остановилась, она не знала, что делать. И вперед нельзя, и назад нельзя. Поворачиваться спиной к зверю опасно, может напасть. Бежать бесполезно, догонит и тогда точно укусит. И тогда Саша со страху начала с ним разговаривать:
-«Ну и что ты здесь встал и загородил всю дорогу? Пропусти меня, пожалуйста. Я иду к бабушке. Дед заболел, им нужна помощь. Если хочешь, я угощу тебя бутербродом с колбасой. Я была сегодня в лесу и забыла его съесть. Вот возьми.»

Девочка достала бутерброд из корзинки и положила на землю, и тихонечко стала пятиться. Пес подошел к угощению, съел его и стал снова смотреть на Сашу своими большими, умными глазами. Потом Саша стала рассказывать ему про ежика Фыр-Фырыча, олененка Лесика, и про волчонка. Пес слушал и не двигался с места. Когда рассказы Саши закончились, она снова попросила этого мохнатого зверя пропустить ее. Пес нехотя встал, рыкнул в сторону Саши и ушел.
А девочка вздохнула с облегчением и пошла дальше. Она вернулась на центральную улицу и благополучно дошла до дома бабушки и дедушки. Когда Саша пришла, бабушка и дедушка сидели в беседке и пили чай. Они обрадовались внучке. За чаем Саша рассказала свою сегодняшнюю историю. Дед улыбнулся и сказал:
- «Ну, ты внучка прям как красная шапочка.»
И они все дружно рассмеялись. А бабушка сказала:
-«Это пес бабы Оли. Соседки нашей. Он у нее совсем недавно появился, а до этого был уличным, поэтому и гуляет сам по себе. Но, несмотря на свой свирепый вид он очень добрый пес. Бабу Олю спас от пьяного соседа.»
А Саша подумала о том, как бывает, обманчива внешность, сначала пес показался ей страшным, а выясняется, что он добрый и общительный. А может быть и тот мальчишка не такой уж и вредный. Может он просто не знает, как познакомиться с ней. И тогда Саша решила, что в следующий раз, сама с ним заговорит первой и постарается с ним подружиться.

Литовскому туристу Дариусу Саснаускасу (Darius Sasnauskas) довелось наблюдать рождение двух оленят в своем дворе. неподалёку от Йеллоустонского национального парка в США. К сожалению, один из детёнышей повредил ногу и вскоре отстал от своей семьи, так как не мог поспеть за нею. Тогда Дариус решил помочь несчастному животному и сделать всё возможное, чтобы тот как можно скорее выздоровел.

Литовцу Дариусу Саснаускасу довелось наблюдать рождение двух оленят в своем дворе, неподалёку от Йеллоустонского национального парка

Но один из оленят травмировал ногу и не смог идти также быстро, как его сородичи, поэтому он отстал. Мать не вернулась за ним

"С таким количеством хищников вокруг она не имела никаких шансов, чтобы выжить в одиночку", - сказал Дариус

Он принес малышку домой и смастерил для неё шину из коробки для сухого завтрака

Мужчина кормил оленёнка молоком каждые 4 часа, а его собака вылизывала оставшегося без мамы малыша

Вскоре оленёнок научился ходить

"Она привыкла ко мне и всюду следовала за мной, но я понимал, что никто не сможет заменить ей реальную маму"

Дариус несколько раз пытался выпустить малышку обратно в дикую природу, но она всегда возвращалась к нему

Наконец, однажды вечером мама вернулась за своим детёнышем и семья снова воссоединилась. Несколько месяцев спустя мужчина снова заметил спасённого им оленёнка, и тот заметно подрос и окреп

ВИДЕО:

Лёгкий способ развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Все мы прекрасно знаем, что одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было легче.

Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться очень трудно. К счастью, память можно развивать и улучшать. Память развивается с детства, чем раньше, тем лучше. И один из cпособов развития памяти – это заучивание стихов.

К сожалению, учебный материал в учебниках по обучению грамоте и далее по литературному чтению практически не имеют в своём составе стихов для заучивания и поэтому мне пришла мысль самой составить список стихов, которые мои дети будут изучать в 1 и 2 классе. Авторов стихов я осознанно не давала, так как я просила детей самостоятельно или с помощью родителей узнать автора стиха (приучала работать с информационными источниками) и это получалось практически у всех детей. И хочу отметить, что детям интересно учить стихи и учат они с удовольствием. За 1 класс дети в среднем выучивают 30 стихов. За второй столько же. Стихи распечатываю на принтере и раздаю домой. Плюсов у такого вида деятельности много, минусов я не отметила никаких. Далее в 3 и 4 классе в учебниках появляется стихов побольше, и мы стараемся выучивать все стихи по программе. Плюс детям даётся задание самостоятельно выучить стих по какой либо тематике. И в моём классе есть такой вид творческой работы, как самостоятельное сочинение стихов на какую либо тему, или про какой - нибудь персонаж из проходимого по программе произведения. Это даётся легко, так как дети приучены к такой работе.

Детская память очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости. Когда ребёнок учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

А спустя некоторое время полезно повторять ранее изученные стихи. Такой приём заставляет ребёнка достать из своего «сундучка» знания, а это развивает долговременную память.

Очень хорошо сочетать чтение стихов и какие-то движения. Тогда ребенку можно напомнить движение, а он вспомнит слова сам. Причем, движения можно подбирать любые, главное, чтобы было легко и интересно.

Такие небольшие стихи - физминутки развивают память детей и координацию движений. Практически под любое детское стихотворение можно подобрать простые движения, которые помогут легче запомнить слова и порядок строк.

Дети любят и с удовольствием заучивают стихи классиков детской литературы: Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Елены Благининой. Небольшие шуточные стихи легко запоминаются детьми и развивают их память.

Дети легко запоминают динамичные стихи, с простыми конкретными словами, потому что так им легче создать образ предмета. Очень хорошо, когда в стихотворении много существительных и глаголов. Это создает ощущение действия.

Прежде чем давать детям стихи для заучивания, я попросила родителей найти в интернете и прочих источниках информацию о том, как правильно и продуктивно заучивать стихи младшим школьникам. Вот что мы обнаружили:

Визуальный

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как школьникам присуще наглядно - образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, мы даём ребёнку установку на запоминание.

Двигательный

Опять же, после проведения предварительной работы, мы даём ребенку установку на запоминание. Затем предлагаем ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.

Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спину и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку - кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Мы говорим ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в голове магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Логический

Не у многих школьников ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, мы читаем первые строки произведения, а потом останавливаемся и предлагаем ребёнку своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаем строку произведения, а потом снова предлагаем рассказать, что было дальше. Мы побуждаем ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после нашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

В процессе работы ребёнок пользуется простейшими приёмами заучивания – читает несколько раз, пытается воспроизвести текст сначала небольшими частями, затем объединяя эти части в достаточно крупные отрывки и, наконец, полностью. В этом случае полезно объяснить ему, что одни приёмы более эффективнее, чем другие, и натолкнуть его на мысль о необходимости сравнивать их между собой и отбирать лучшие. Например, попытки самому воспроизвести материал дают лучший результат, чем многократное повторение по книге. Надо помочь ребёнку самому в этом убедиться. Так начинается столь важная работа по формированию учебных действий.

Кроме того, при заучивании наизусть перед ребёнком впервые встаёт задача самоконтроля: выучил или нет. На первых порах она решается просто: сумел повторить всё точно – выучил, не сумел, – значит, не выучил. Важно, чтобы ребёнок вообще понял необходимость проверять себя. Однако он должен понять и то, что между хорошо приготовленным и вообще не выученным заданием имеется ряд состояний, когда урок выучен нетвёрдо и один раз удаётся воспроизвести безошибочно текст, а другой раз нет. Надо дать первокласснику самому убедиться, что правильное однократное воспроизведение ещё не гарантия того, что он сможет завтра на уроке правильно повторить стихотворение.

Таким образом, на примере заучивания стихотворения можно показать ребенку все основные элементы новой для него учебной деятельности: и наличие учебной задачи, и работу над материалом с помощью различных приёмов, и необходимость контроля за достигаемым результатом.

Более того, это благоприятная возможность и для того, чтобы приучать ребёнка работать старательно, не отвлекаясь, приучать к затрате усилий и напряжению, связанному с учением, и усидчивости.

Чтобы разобраться в большом по объему и сложном материале, необходимо проводить активную мыслительную обработку материала, в результате которой наступает запоминание без специальных на то усилий.

Предлагаю список стихов для разучивания в 1 классе:

Лежебока – рыжий кот

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот –

Может, миска подползёт.

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька кот

Разобьёт весь хоровод.

Шёл по городу жираф,

У него был добрый нрав.

Никого не задевал,

Всем приветливо кивал.

Но порой его привет

Оставался без ответа.

И тогда серчал жираф,

Несмотря на добрый нрав.

Кто носорогу дорогу уступит,

Тот, несомненно, разумно поступит.

Любо толкаться ему, толстокожему,

А каково бедняге прохожему?

Как хорошо, что такие невежи

Будут встречаться всё реже и реже!

Подарили собаку.

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили,

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока…

Он идёт смешной – смешной,

Путается в лапах.

Подрастёт щеночек мой –

Он поправдашний, живой.

У лошадки жеребёнок

Вырастает из пелёнок:

Мать напоит молоком

И оближет языком,

Поведёт с собой в луга,

Где высокие стога,

Травку вкусную покажет,

А за озорство – накажет!

Оленёнок, оленёнок,

Ты совсем ещё ребёнок:

Тоненькие ножки, маленькие рожки.

Ходишь ты совсем чуть- чуть,

Шаг шагнёшь – и отдохнуть.

Вот и мама прискакала,

Облизала малыша-

И идёт ласкаться к маме

Оленёнок, чуть дыша.

Я сегодня лягу раньше,

Раньше лампу погашу,

Но зато тебя пораньше

Разбудить меня прошу.

Это просто удивленье,

Как легко меня будить!

Ты поставь на стол варенье,-

Я проснусь в одно мгновенье,

Я проснусь в одно мгновенье,

Чтобы чай с вареньем пить.

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, ручейке, в океане,-

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде -

Вечная слава воде!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу!

Ну, почитай ещё страницу!

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит».

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся,

И заплачет спросонья.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

Если пёрышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобили.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле…

Едут и смеются,

Пряники жуют.

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвёл? Когда? Какой весною?

И долго ль цвёл? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положён сюда зачем?

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно – голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Однажды я встретил бездомную кошку:

Как ваши дела?

Ничего, понемножку…

Я слышал вы тяжело заболели…

Болела.

Так, значит, лежали в постели?

Лежала на улице много недель.

Бездомной, мне некуда ставить постель.

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши

Строят гнёзда из лапши.

Сел баран на пароход

И поехал в огород.

В огороде – то на грядке

Вырастают шоколадки.

Из окошка мне видна

Расчудесная страна,

Где живут Считалочки.

Каждый там не раз бывал,

Кто когда – нибудь играл

В прятки или салочки…

Чудо – кит зашевелился

Словно холм поворотился,

Начал море волновать

И из челюсти бросать

Корабли за кораблями

С парусами и гребцами.

Смотри! Полосатая кошка

На тумбе сидит, как матрёшка!

Но спрыгнет – и ходит, как щука…

Рассердится – прямо гадюка!

Свернётся – покажется шапкой,

Растянется – выглядит тряпкой…

Похожа на всех понемножку.

А изредка… даже на кошку!

На малютку - сына

Нежно мать глядела;

Колыбель качая,

Тихо песню пела:

«Ах, уймись ты, буря!

Не шумите, ели!

Мой малютка дремлет

Тихо в колыбели!»

На дворе белым – бело

Ну и снегу намело!

Две минуты – и с горы

Катим снежные шары.

Друг за другом через ров,

Вырос город из шаров.

Буквам очень надоело

В толстых книжках спать да спать

В полночь кучей угорелой

Слезли с полки на кровать,

А с кровати на пол сразу.

Посмотрели – люди спят –

И затеяли проказу,

Превесёлый маскарад.

Меня ужалила пчела

Я закричал: «Как ты смогла?!»

Пчела в ответ: « А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужасно нужен:

Я берегла его на ужин».

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из – под собаки

Лают ворота.

Выскочила палка

С бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике

Лошадь ела сало

А мужик – овёс

Лошадь села в сани.

А мужик повёз.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Плакала снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слёзы.

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно очень тёплые

Ноги у весны.

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки –

Любимая была!

Но всё же я подружке

Лягушку отдала.

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоём нельзя пройти

Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме-е,

Ты в своём, баран, уме-е?

Пусть твои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Друзей не покупают,

Друзей не продают.

Друзей находят люди,

А также создают.

И только у нас,

В магазине игрушек,

Огромнейший выбор

Друзей и подружек!

Я свою сестрёнку Лиду

Никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно,

Очень я её люблю.

А когда мне будет нужно,

Я и сам её побью!

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок.

Дружим мы с тобою!

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Я хочу покататься!

На ком? На слоне!

Я хочу покачаться

На могучей спине.

Я сижу на слоне,

Надо мной облака.

Я ударю слона

Каблуками в бока,

Я пришпорю слона

И скажу ему: - Но!

Но слону не понять

Приказания «Но».

Эге-ге! – я скажу

Потихоньку себе.-

Может, слон понимает приказ

«Цоб-цобе»?

Цоб-цобе!

Слон и ухом себе не ведёт.

Цоб-цобе!

Не спешит, не бежит, не идёт.

И тогда я скажу:

Покатай меня, слон!

И, качнувшись,

Пойдёт потихонечку слон.

В водах тихого затона

Пели песни три тритона.

Первый звался Харитоном,

Пел красивым баритоном.

Славно пел тритон Антон,

Был он тоже баритон.

Но у третьего тритона

А уж если у тритона

Значит, это мощный бас!

Вот и весь рассказ.

Мой старый кот

Сбежал из дома,

Он у меня с рождения жил,

Я сам кормил его соломой,

Морковкой свежею кормил.

За ним – ушла моя корова.

Я сам прогнал её взашей

За то, что глупая корова

Не шла в амбар ловить мышей.

Теперь я хлеб жую с водою

И не слезаю с сундука.

Кто мне ведро мышей надоит?

Кто мне наловит молока?

С непоседой воробьём

Мы обедаем вдвоём:

Я – в столовой,

Он – в столовой,

Только в птичьей, за окном.

Непоседе воробью

Я с укором говорю:

Не вертись так за окном,

Не гонись за каждой крошкой,

Я боюсь за жизнь твою!

А в ответ он: - Чик-чирик!

К высоте я, брат, привык.

Что мне будет, воробью?!

А вот ты…

Играешь с ложкой,

За обедом дразнишь кошку,

И поэтому немножко

Я боюсь за жизнь твою!

Шёл грибник издалека.

А в корзине – не грибка!

Ни единого грибочка-

Только травка да листочки.

Утомился грибничок

И уселся на пенёк:

Ты скажи,

Скажи мне, лес,

Ты с грибами или без?

Поглядел на грибника

Лес дремучий свысока,

Покачался- скрип да скрип!-

Показал под ёлкой гриб…

Я с грибами,-

Молвил лес,-

А ты с глазами или без?

Холоднее, короче

Стали лета деньки.

Но виднеются ночью

На пеньках огоньки.

Свежий ветер осенний

Завывает в бору.

Свежий ветер осенний

Забегает в нору.

А в норе светляки

Свои точат коньки-

Оттого от пеньков

И летят огоньки!

С утра неохотно зима хлопотала-

Опавшие листья в саду подметала.

Потом за работу взялась горячей

И льдом застеклила притихший ручей.

Потом, поднимаясь

Всё выше и выше,

Зима побелила заборы и крыши,

Укутала ветви

Дубка и сосны,

Чтоб сладко спалось им

До самой весны…

На пеньке у трёх сосёнок

Сочинял письмо волчонок:

«Симпатичный поросёнок!

Пишет вам один сосед

Я живу у трёх сосёнок.

Приходите на обед».

День прошёл-пришёл ответ:

«Сами бы пришли, сосед.

Адрес прежний: я живу

В том знакомом вам хлеву,

Где корова, гуси, утки.

Прямо у собачей будки!

Приходите к нам, волчонок!

Ждёт вас толстый поросёнок».

Список стихов для разучивания во 2 классе:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит.

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья.

Птички улетели в тёплые края.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый пирог.

Пирог, ножи и вилки тут-

Но что-то гости не идут.

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек откусил.

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту съел.

Когда же гости подошли,

То даже крошек не нашли.

Спешил Никита на урок.

Шёл, не сбавляя шага.

Вдруг на него рычит щенок,

Кудлатая дворняга.

Никита – взрослый! Он не трус!

Но шла Танюша рядом,

Она сказала: - Ой, боюсь! –

И сразу слёзы градом.

Но тут её Никита спас,

Он проявил отвагу,

Сказал: - Иди спокойно в класс! –

И отогнал дворнягу.

Его Танюша по пути

Благодарит за смелость.

Ещё разок её спасти

Никите захотелось…

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес под шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы, и зима настала.

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:

И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:

«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдце сказало: «Гляди,

Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора

Идёт - ковыляет Федора.

Но чудо случилось с ней:

Стала Федора добрей.

Тихо за ними идёт

И тихую песню поёт…

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот хмурый и ободранный

Кот идёт.

Спрашивают лодыри у него:

Ты чего нахмурился, отчего?

Замяукал жалобно серый кот:

Мне, коту усатому, скоро год.

И красив, я лодыри, и умён,

А письму и грамоте не учён…

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он,

Ленинградский почтальон.

У него сегодня много

Писем в сумке на боку-

Из Ташкента, Таганрога,

Из Тамбова и Баку

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела.

А к двенадцати часам

Всё разнёс по адресам.

Письмо само

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти-

Оно пробежит, пролетит,

Проплывёт тысячи вёрст пути.

Нетрудно письму

Увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный пассажир…

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он хлебушко душистый,

Вот он – тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

В нём – здоровье наше сила.

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило.

Охраняло, берегло!...

Вот об этом – то как раз

Начинается рассказ…

Я с бабушкой своею

Дружу давным – давно.

Она во всех занятиях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И мне всё любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Всё что – то мастерят…

Ко сну ночник засветят

И тут замолкнут вдруг.

Умнее нет на свете

И нет добрее рук.

Смотрит Света сквозь стекло,-

На дворе светлым – светло.

Поздний вечер за окном, а кругом светло, как днём!

Это в небо голубое

В честь Победы пушки бьют,

И звучит над всей страною

Майский праздничный салют.

Над домами, над садами

Песня звонкая слышна.

Разноцветными огнями

Вся Москва озарена.

Длиннохвостые ракеты

Отражаются в реке

И за улицами где – то

Исчезают вдалеке.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,-

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Спи, дитя моё, усни!

Сладкий сон к себе мани!

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой;

Солнце скрылось за горой;

Ветер после трёх ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звёзды воевал?

Али волны всё гонял?»

«Не гонял я волн морских,

Звёзд не трогал золотых,

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал».

На старой липе во дворе

Большое оживление.

Повесил кто – то на заре

Такое объявление:

«Открыта ШКОЛА ДЛЯ ПТЕНЦОВ!

Занятия - с пяти часов,

Здесь можно даже летом

Учиться всем предметам».

И ровно в пять часов утра

Слетелась птичья детвора:

Воробушки, галчата, чижи, стрижи, щеглята,

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,

Пищат, галдят, клюются,

Толкаются, дерутся…

Что сделаешь – птенцы!

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепил мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Люблю я канарейку,

Что в клетке на окне,

Вытягивает шейку

И ластится ко мне.

Как холю я упорно

Любимицу мою:

В кормушку сыплю зёрна,

В бадейку воду лью,

Не забываю клетку

Я чистить по утрам:

Порой – поставлю ветку,

Порой – орешек дам.

Меня признала птичка,

Я ей родная мать.

У ней теперь привычка

Меня поутру ждать.

Увидит и заскачет,

И свищет мне привет,

А может быть, и плачет,

Когда меня с ней нет.

И знаю я наверно:

Чуть вечер настаёт,

Она так нежно, мерно

Лишь для меня поёт.


Тема 7. Д. Мамин-Сибиряк, Сказки

Цель: 1) Знакомство обучающихся со сказками Д. Мамина-Сибиряка.

2) Коррекция памяти, речи на основе воспроизведения прочитанного, пересказа.

3) Пробудить интерес к произведениям писателя.

Наглядный материал: портрет писателя, выставка книг писателя, загадки о природе, рисунки.

Ход урока

Организационный момент.

1. Работа над эпиграфом: «Верить в сказку – это счастье!»

2. Сообщение темы урока.

3. Рассказ учителя о писателе:

«Известный русский писатель, Д. Мамин-Сибиряк родился в 1852 году на Урале в семье священника. Начальное и среднее образование получил в духовных учебных заведениях, но становиться священником и идти по стопам отца не захотел. Ещё в юности он начал писать небольшие рассказы и очерки. Известность приобрёл лишь в зрелые годы, создав рассказы о Сибири и Урале. Он писал для взрослых и для детей. Особенно ярко изображал природу. Для детей он написал рассказы и сказки. Часто безрадостные сюжеты писатель скрашивает грустным юмором и трогательным изображением персонажей – людей и животных».

4. Обзор книг, размещенных на стеллаже.

5. Беседа с обучающимися по прочитанным сказкам: «Про Комара Комаровича», «Про Храброго Зайца». Ответы на вопросы:

1. Почему на болоте поднялся переполох? (Потому что там появился медведь. )

2. Как пытался успокоить всех Комар Комарович? (пойти и съесть медведя. )

3. Как вёл себя медведь? (Не испугался. )

4. Каким оказался Комар Комарович? (Хвастливым. )

5. Как вёл себя медведь? (Спокойно, самоуверенно. )

6. Почему медведь не хотел уходить с болота? (Стыдно. )

7. Кто пришёл ему на помощь? (Лягушки. )

6. Чтение отрывка по заданию учителя.

7. Анализ сказки «Про Храброго Зайца».

Ответы на вопросы.

1. Чем эта сказка похожа на предыдущую сказку? (Повествует о природе, о хвастливых животных. )

2. Чем похожи Комар и Заяц?

3. Чем хвастался Заяц?

4. Что же произошло?

5. Что же решили Зайцы? (Что Заяц напугал Волка. )

6. Во что стал верить Заяц? (Что никого не боится. )

8. Обобщение ответов обучающихся, объяснение пословицы «Погоди хвалиться: как бы тебе не осрамиться».

Учитель. Какие качества осуждает писатель? Какая мысль объединяет сказки и пословицу? (Хвастовство, зазнайство. )

9. Работа с рисунками.

Обучающиеся рассказывают, какие эпизоды они изобразили на рисунках.

10. Загадки. У школьников в руках ромашки, на каждом ее лепестке – загадка.

Например: большущий, толстущий, косолапый ходит растяпой, глаза, как щёлки, хвоста нет, это… (Медведь. )

Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь. )

11. Итог урока.

Какое настроение преобладает в сказках? Выстроить ответ: веселье, уверенность, страх, тревога, тожество победы.

Тема 8. М. Пришвин, «Кладовая солнца»

Цель: 1) Знакомство обучающихся с рассказами М. Пришвина.

2) Коррекция памяти, речи на основе воспроизведения прочитанного, выводов и обобщений.

3) Воспитание любви к природе на основе прочитанных рассказов. Пробудить интерес к творчеству М. Пришвина.

Наглядный материал: название темы, песни о животных, птицах, иллюстрации к рассказам, загадки, рисунки детей.

Ход урока


1. Чтение стихотворения:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природой,
Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым
Всё это называется природой,
Давайте же сердца ей отдадим!

Прекрасный вальс танцует с ветром лето
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!

2. Работа над эпиграфом: «Люби всё живое!».

3. Сообщение темы урока

Учитель. Урок наш называется «Люби всё живое!»

О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке внеклассного чтения? (О природе. )

Что такое природа?

С рассказами, какого писателя мы познакомились?

(М. Пришвина. )

4. Рассказ учителя о писателе.

«Пришвин написал много книг. Каждая из них несёт всё новые и новые открытия.

Вся жизнь М. Пришвина связана с природой. Он мог уходить далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. Когда мы читаем рассказы Пришвина, нам кажется, что он берёт нас за руку и ведёт за собой. Мы словно своими глазами видим всё, о чём он писал, мы учимся понимать и любить родную природу, она становится нашим другом. А когда у человека есть друг, он становится умнее и добрее. М. Пришвина называют «певцом русской природы». Основной объект его художественного исследования – человек и природа. М. Пришвин – уникальное явление не только в русской, но и в мировой литературе. Его произведения для детей написаны увлекательно и просто».

5. Разгадывание загадок:

Учитель. Сейчас вместе с писателем мы остановимся на полянке «Загадок».


Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел. )

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка. )

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь. )

В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит. (Муравьи. )

При ответах вывешиваются рисунки-отгадки.

6. Беседа по рассказам:

Учитель. Какое отношение услышанные загадки имеют к теме урока, к прочитанным рассказам? Какие вы прочитали рассказы? («Беличья память », «Дятел », «Муравьи », «Медведь », «Этажи леса ».)

2. Чему завидовал он? (Памяти, смекалке белки .)

4. Как называют дятла? (Лесным доктором. ) Почему? (Уничтожает вредных насекомых, работает с утра до позднего вечера. )

4. Как Пришвин называл дятла? (Умный, бодрый, оживлённый и деловой. )

7. Где он присел отдохнуть?

8. На что он обратил внимание?

10. Что необычного заметил он? (Обучающимся предлагается прочитать отрывок о муравьях. )

11. С каким чувством говорит Пришвин о муравьях? (С восхищением, гордостью, любовью. )

12. Что вы знаете о муравьях?

13. Какие чувства возникают у вас при слове «медведь»? Что вы о нём знаете?

16. Какая главная мысль? (Не стоит бояться животных и пугать ими детей. )

7. Звучит песня «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).

8. Составление рисованного фильма «Этажи леса».

9. Беседа по рассказу «Этажи леса» по вопросам:

2. Как гнездо гаечки (синички) оказалось на земле?

3. Как вели себя птенцы?

4. В чём раскаивались охотники?

5. Почему беспокоились синички-родители? (Прочитать отрывок. )

6. К какому выводу пришли охотники? (Они не могут перемениться этажами. )

7. Какие чувства они испытывали? (Жалость, сочувствие. )

8. Как помогли они птицам? Почему они так поступили? (Любили всё живое. )

10. Итог урока.

Если вам по душе красота земная,

Берегите её, устали не зная.

Интересно узнать. На муравьиных кучах можно найти «Муравьиное масло». Оно используется, как лекарство, для растирания поясницы. Муравьи человеку – друзья: они спасают лес. Подсчитали, что муравьи за 12 часов принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пядениц. За весь период их размножения муравьи уничтожают около миллиона этих вредителей. Вот почему там, где есть муравьиные кучи, лес здоровый, чистый. Люди даже стали переселять часть муравейников в «больные» леса. Никогда не надо ворошить муравейники, чтобы позабавиться.

Тема 9. А.П. Гайдар, «Чук и Гек»

Урок-праздник (5 класс)

Цель: 1) Систематизировать имеющиеся у обучающихся знания по произведениям А. Гайдара. Расширить круг их знаний о писателе и его творчестве.

2) Работать над коррекцией памяти и речи учащихся.

3) Способствовать развитию интереса к книге; развитию творческих способностей учащихся.

Наглядный материал: выставка книг А. Гайдара, портрет писателя, выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек», отрывки из воспоминаний Гайдара, «патроны» (20 штук), песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».

Ход урока

Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация темы урока. Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.


Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
С тобою дорога моя далека -
В любую страну, в любые века.

Учитель. Кто написал эту книгу? (Ответ учащихся.)

Выставляется портрет А.П. Гайдара.

3. Сообщение темы урока.

Учитель. Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.


Ученик. Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы
Как бесконечную игру.
Он был солдатом и вожатым,
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя-большевика.

4. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.

Учитель. Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?

В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.

Дети читают цепочкой воспоминания А. Гайдара:

«В августе 1914 года, когда мне стукнуло 10 лет, отца взяли в солдаты и послали на германский фронт. Забежал он из казармы прощаться. Бритая голова, серая папаха, тяжелые, кованные железом сапоги. Помню – вечерело. Крепко пахло на вокзале нефтью, карболкой и антоновскими яблоками, которых уродилось в тот год неисчислимая сила. Вернулись назад солдаты через 4 года.

Мне было 14 лет, когда я ушел в Красную армию и думал остаться в ней навсегда».

Учитель. В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.

5. Физкультпауза. Игра.

Выбегает ученик в образе Мальчиша-Кибальчиша

М.-К.: « Эй же вы, мальчиши! Мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в прятки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли! Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство? Да вот беда – патронов нет в запасе. Правда, как отступали здесь белые – много побросали… Эй, кто готов нам помочь?»

Проводится физкультминутка: Ребята с каждого ряда собирают «патроны» и складывают их в мешочки. В это время звучит песня: «Погоня» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского).

Учитель. Ребята, что это за герой? Откуда он пришел? (Ответы ребят.)

В 30-е годы Гайдаром была создана прекрасная «Сказка о Мальчише-Кибальчише».


Ученик. С нами рядом герои Гайдара,
Нас они окрыляют в пути
И недаром, ребята, недаром
Наш девиз: «Людям радость нести!»

6. Викторина.

Учитель. И пусть нет среди нас Гайдара, но книги его с нами. Он успел написать немного. Но такие книги, как «Р.В.С.», «Школа», «Тимур и его команда» и другие всегда будут любимыми для всех.

Проводится викторина

Учитель задает вопросы.

1. Назовите настоящую фамилию писателя? (Голиков.)

2. Что означает слово «Гайдар»? (Всадник, скачущий впереди.)

3. Назовите известные вам рассказы Гайдара. Откуда эти строчки: «С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит неразбитым». («Горячий камень».)


И снился Геку странный сон:
Как будто ожил весь вагон.
Как будто слышны голоса
От колеса до колеса. («Чук и Гек».)

7. Беседа по содержанию рассказа с использованием рисунков.

Учитель. У нас на уроке сегодня передвижная выставка картин юных художников к этому рассказу. Какие эпизоды рассказа отражены здесь?

8. Итог урока.

Составление отзыва по рассказу.

Определение характеров героев рассказа.

Докажите, что у Чука и Гека любящая мать.

В чём проявлялась любовь детей к отцу?

Докажите, что у сурового старика-сторожа доброе сердце. (Примеры.)

Урок заканчивается песней «Гайдар шагает впереди» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).

Ученик. Пройдут года, десятилетья канут,

Но имени Гайдара не забудут!

9. Задание на дом.

6 класс

Тема 1. А. Гайдар, «Дым в лесу»

Цель: 1) Расширение знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Гайдара.

2) Коррекция памяти на основе воспроизведения содержания прочитанного; мышления на основе обобщений и выводов.

Наглядный материал: плакаты о жизни Гайдара; портрет, выставка книг.

Ход урока

Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Активизация внимания обучающихся.

Учитель. Для кого писал Гайдар? Взгляните на эту выставку. Эти книги стали любимыми не только для ребят, но и для взрослых (показывает книгу «Тимур и его команда», читает ее название). На обложке книги нарисован матросский штурвал. Эту книжку когда-то написал Гайдар.


Не о море она – о другой стороне,
О товарищах верных, о грозной войне.

3. Беседа с обучающимися:

Учитель. Знакомы вы с этой повестью? Кто ее написал?

Знаете ли вы настоящую фамилию писателя? (Голиков. ) Что означает слово «Гайдар»? (всадник, скачущий впереди. )


4. Чтение строчек из стихотворения.
Пусть каждый сегодня узнает:
Писатель всегда был в пути.
Недаром же слово «Гайдар»
означает «шагающий впереди!»

5. Рассказ учителя об А. Гайдаре.

А.П. Гайдар родился 22 января 1904 года. В бою с немецкими оккупантами он пал смертью храбрых в ночь на 26 октября 1941 года под Ляплявой. Гайдар шел впереди небольшого отряда разведчиков. При переходе железной дороги он понимал, что рисковать должен кто-то один. Гайдар взял это право на риск на себя. Он оказался наверху насыпи, поднял руку, пытаясь сказать, что путь свободен, но вдруг понял, что впереди засада и только своей смертью он сумеет предупредить товарищей. Гайдар крикнул: «Немцы! Засада!»

Фашистская очередь прошила грудь, его сердце перестало биться раньше, чем он упал.


Пулей был скошен боец-командир,
Книги писавший для нас.
Сосны, шумите и гулом своим
Нам не давайте забыть -
Слово «Гайдар» осталось жить,
Родину учит любить.

Всего 37 лет прожил писатель-воин, и жизнь его была прекрасной. В Арзамасе прошло детство крепкого веселого мальчугана, щедрого, отзывчивого. Любимое его занятие – чтение. В 1918 году ушел из дома в Красную Армию воевать. В 17 лет он командовал полком, воевал 6 лет на шести фронтах, был ранен, контужен в голову.


Хотелось век прожить в строю, все с Армией делить!
Но врач заботлив не к добру: «Вам больше не служить».

Он любил армию, думал в ней остаться, но контузия дала о себе знать. С тех пор он стал писать.

6. Работа над рассказом «Дым в лесу»:

Учитель. Кто главный герой рассказа? (Володька, 12 лет .)

Что узнали вы о нем? (Добрый, ответственный, выносливый, настойчивый .)

В каких эпизодах рассказа проявились у него эти качества?

Какой эпизод рассказа вас особенно взволновал? Почему?

Что помогло Володьке переплыть реку? Каким вы представляете себе летчика Федосеева?

7. Решение проблемных ситуаций обучающимися:

а) Если бы Володька не встретил летчика, то…

б) Летчик был спасен, потому что…

в) Володька преодолел реку, потому что…

8. Чтение отрывка по ролям по выбору учителя. (Автор, Володька, летчик.)

9. Итог урока.

Учитель. Впервые этот рассказ был напечатан в 1939 году

в журнале «Пионер», переводился на другие языки у нас и за рубежом.

Этот рассказ напоминает мальчишкам и девчонкам, что и мы живем в беспокойное время, в беспокойном мире. Рассказ А. Гайдара учит бдительности, противостоять коварству и хитрости врага.

Тема 2. В. Бианки, Рассказы

Цель: 1) Расширение знаний обучающихся о творчестве В. Бианки на основе знакомства с рассказами из цикла «Про одного мальчика».

2) Коррекция памяти на основе формирования полноты воспроизведения словесного материала.

3) Воспитание у обучающихся добрые чувства к животному миру.

Наглядный материал: рисунки обучающихся, загадки, стихи, книги для внеклассного чтения, портрет писателя.

Ход урока Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация внимания обучающихся, воспитание добрых чувств, активизация внимания.

Учитель. Прочитайте название темы. «Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей».

На что нацеливает это высказывание?

Когда начинается доброта человека?

3. Сообщение темы урока.

4. Рассказ учителя. Родился В. Бианки 11 февраля 1894 года в Петербурге. Его предки – выходцы из Италии. Первая мировая война не дала закончить образование. Бианки был призван в армию. В 1923 году в журнале «Воробей» напечатал первый рассказ «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его рассказы и сказки стали печататься во всех детских журналах. После войны в Ленинграде В. Бианки организовал кружок любителей природы. Его произведения изданы в 18 странах. Умер писатель 10 июня 1959 года.

5. Чтение стихотворения А. Барто «Зяблики».

Учитель вывешивает на доске рисунок зябликов, обращает внимание на внешний вид.

6. Беседа по рассказу «Птичья песенка».

Что интересного о зябликах узнал мальчик?

Как мальчик спас зяблика?

Что он услышал?

Что его удивило? (Зяблик запел.)

Почему он запел?

Как думает об этом мальчик? Его отец?

Какие чувства испытал мальчик к зябликам?

7. Рассматривание картины «Лягушки весной».

Учитель. Отгадайте загадку:

И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде, всегда найдете:

На поляне, на опушке -

Мы зеленые… (Лягушки.)

8. Ответы на вопросы и беседа по рассказу «Голубые лягушки».

1. Что наблюдал мальчик, стоя у канавы?

2. Как вели себя лягушки?

3. Чему удивился мальчик? (Лягушки были голубого цвета.)

4. С каким чувством говорит о лягушках? (Замечает красоту, радуется, удивляется.)

5. Что ожидает его дома? (Разочарование.)

6. Что рассказал отец?

9. Рассказ-загадка.

Учитель. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду, а потом, живая и невредимая, снова появилась на краю проруби. Ну и птица! Настоящий водолаз! Позже я узнал, как называется эта птица это… (Показывает рисунок.) – оляпка, или водяной воробей.

Вопросы:

1. В каком рассказе вы узнали об этой птице? («Сумасшедшая птица»).

2. Чем любил заниматься мальчик в деревне?

3. О чем думал он, не увидев и не услышав птиц? Что взволновало мальчика?

4. Чем он себя утешал? О чем он думал? Как это характеризует его?

5. Кого встретил мальчик у проруби?

7. Что рассказал отец? Как успокоил мальчика? Что его удивило? (Под водой птица похожа на серебряную рыбку ). Почему? (Перья смазаны тонким слоем жира ).

8. Почему мальчик тревожился?

9. Как его это характеризует?

10. Где, и при каких обстоятельствах он встретил птицу?

11. Чему радовался?

10. Пересказ по плану:

1) Удивление мальчика.

2) Волнение.

3) Тревога мальчика.

11. Итог урока.

Ученики должны охарактеризовать мальчика. Коллективное составление отзыва по прочитанным рас сазам.

Тема 3. Д. Мамин-Сибиряк, «Емеля- охотник», «Приемыш»

Цель: 1) Расширение знаний обучающихся о творчестве Д. Мамимна-Сибиряка.

2) Коррекция эмоциональной сферы на основе характеристики героев.

3) Формирование нравственных качеств на примере поступков героев.

Наглядный материал: книги для внеклассного чтения, рисунки с изображениями лебедя и оленя; подборка книг по теме.

Ход урока Организационный момент. 1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом «Счастье – это быть рядом с природой, видеть ее, слушать ее». В чём выражается это счастье? Испытывают ли счастье герои рассказов, находясь рядом с природой?

3. Рассказ учителя:

«Емеля-охотник» – один из первых детских рассказов Д. Мамина-Сибиряка. Дети – самая строгая публика. Автор пробуждает «дремлющие силы» детской души, не утаивает от них суровой правды жизни, которую рано узнают герои его рассказов. Д. Мамин-Сибиряк вошел в литературу как певец уральской темы, так как сам родился на Урале. В его произведениях особо выступает быт Урала. Он любит всё яркое, сильное в жизни: образы уральской природы, его герои, исполнены удали и силы, – об этом он пишет с симпатией, трогательно изображает персонажей – людей и животных.

4. Беседа по содержанию рассказа «Емеля-охотник».

1. Где происходят описанные события?

2. Что вы узнали о деревне Тычки и её жителях?

3. Какое чувство вызвала у вас жизнь Емели и Гришутки?

5. Беседа. Выборочное чтение.

Почему Гришутка остался сиротой?

Когда Емеля отправился на охоту?

Как Емеля искал оленя?

6. Беседа по рисунку.

Сравните рисунок с описанием, данным в рассказе.

Сколько дней пробыл в лесу Емеля? (Три дня.)

Какие черты характера он проявил?

Как набрел на след оленя с телёнком?

Как вы думаете, какое чувство испытал он?

Прочитайте описание телёнка.

7. Чтение стихотворения «Оленёнок» И. Ревуцкой.


Оленёнок, оленёнок,
Ты совсем ещё ребёнок:
Тоненькие ножки, маленькие рожки,
Ходишь ты совсем чуть-чуть,
Шаг шагнёшь – и отдохнуть.
Вот и мама прискакала,
Облизала малыша.
И идёт ласкаться к маме
Оленёнок, чуть дыша.
Оленёнок, оленёнок
Ты совсем ещё ребёнок.
Пятнышки на спинке,
Белые крапинки.
Вот на тонких гибких ножках
Ты за мамочкой бежишь
По тропинке в лес дремучий
Ты за мамой семенишь.
Тоненькие ножки, маленькие рожки.
Ну совсем ещё ребёнок
Этот кроха-оленёнок.

(Учитель предлагает сравнить чувства, выраженные автором стихотворения, с чувством Емели при рассказе об оленёнке внуку.)

Почему Емеля не стал стрелять в оленёнка? Что пережил, охотясь за ним?

С кем он сравнил олениху?

8. Чтение по ролям разговора деда и внука.

9. Рассматривание рисунка с изображением лебедей. Как рисунок связан с прочитанным рассказом?

10. Анализ прочитанного по вопросам и выборочное чтение отрывков из рассказа «Приёмыш».

Вопросы:

1. Кто главный герой рассказа? (Тарас.)

2. Что узнали о нем? (Одинокий старик, около 90 лет.)

3. Сколько лет прожил Тарас в лесном уголке? (40 лет.)

4. Кого увидел рассказчик рядом с вернувшимся Тарасом? (Лебедя.)

5. Как лебедь оказался у Тараса?

6. Как этот поступок характеризует его?

7. Что предложил сделать рассказчик, чтобы лебедь не улетел?

8. Как отнесся Тарас к такому предложению?

9. Как это его характеризует?

10. Почему Тарас жил один?

11. Как ему жилось?

12. Что скрашивало его жизнь? (Общение с природой.)

13. О чем рассказал старик при новой встрече осенью?

14. О чем волновался старик?

15. Почему он отпустил лебедя?

16. Какие чувства испытываете вы, читая сцену прощания с лебедем.

11. Пересказ по плану:

1) В гостях у Тараса.

2) Появление лебедя у охотника.

3) Дружба старика и лебедя.

4) Старик рассказал о своём горе.

12. Итог урока:

Чем похожи рассказы?

Какие общие черты характера можете выделить у Емели и Тараса?

В чём герои рассказов видят своё счастье? Чтение эпиграфа.

13. Задание на дом.

Каждое утро юный самец европейской лани выходил из лесных зарослей на край поля в районе Харлоу, графство Эссекс (Harlow, Essex), чтобы порезвиться с маленьким жеребенком и провести время со всей его лошадиной семьей, которая приняла олененка, как своего.
Чинара Джуманалиева (Chinara Djumanalieva) – художница и фотограф, и она приходила на это поле с лошадьми несколько раз в неделю. Однажды она заметила, что была не единственным гостем лошадей и запечатлела трогательное и очень ласковое общение животных двух разных видов.


Между жеребенком и олененком завязались очень теплые отношения, хотя дружба возникла не только между самыми маленькими зверьками – мама троих жеребят тоже сблизилась с диким зверьком.


Судя по всему, самым юным друзьям нет и года от роду, а олененок всегда приходит один, без своей мамы, поэтому Чинара Джуманалиева считает, что взрослые лошади решили защищать своего гостя, как родного ребенка, пока он с ними рядом.



Джуманалиева подозревает, что раз олененок всегда приходит сам, с его мамой могло что-то случиться, и поэтому лошади стали не только его защитниками, но и приемной семьей. Олененок приходит на это поле каждое утро и остается там до позднего вечера, а на ночь он снова исчезает в лесу.


Джуманалиева отметила, что самые маленькие члены стада и олененок примерно одного возраста, и ее очень тронуло, как нежно относятся друг к другу лошади и их приемный сын. По ее словам, между животными возникла прекрасная дружба, и за ними очень весело наблюдать. Взрослые лошади ведут себя очень терпеливо к олененку, и он явно чувствует себя в их компании очень спокойно.


«Однажды мимо поля прошел кто-то с лающей собакой, а олененок испугался и побежал к маме-лошади, чтобы она его защитила. Наблюдать за ними просто поразительно. Когда я пришла туда первый раз, я была просто изумлена. Я никогда не видела ничего подобного. Все, кто видел эти фотографии, просто не могут поверить – они абсолютно ошеломлены», - рассказала Чинара Джуманалиева.